|
|
Типология |
|
КОМПЛЕКС С САРАФАНОМ
Наиболее известной женской одеждой, иногда неправильно считающейся
исконно русской, был сарафан (таблица
5,
таблица 6)
- основная часть сарафанного комплекса. Сарафанный
комплекс преимущественно принадлежит центральным
и особенно северным, северо-восточным и северо-западным губерниям. Однако
сарафан бытовал и в южновеликорусских
губерниях.
Выделяются пять типов сарафанов:
-
глухой косоклинный, с проймами,
называвшийся в некоторых губерниях
шушуном
и сукманом; он бытовал
в Новгородской, Олонецкой,
Псковской, Рязанской, Тульской, Воронежской, Курской губерниях и бывший
старинным типом сарафана,
постепенно заменявшимся другими;
-
косоклинный распашной
или с зашитым швом спереди, с проймами
или на лямках,
распространенный почти исключительно в северо-восточной России,
Поволжье, Приуралье, Московской,
Владимирской, Ярославской, реже в Вологодской
и Архангельской губерниях; в Ярославской
и Тверской губерниях он известен под названием ферязь, в
Тверской и Московской - саян, а также кумашник;
-
прямой сарафан с лямками,
известный также как круглый или московский,
постепенно заменявший
косоклинный сарафан и понёву;
-
прямой отрезной с лифом и
лямками или вырезными
проймами, происходивший от
андарака, носившегося с лифом - шнуровкой, распространен в Псковской,
Смоленской, Орловской, Вологодской губерниях и в Сибири;
-
сарафан на кокетке
с вырезными проймами и разрезом спереди
до талии, застегивавшимся на пуговицы; позднего и повсеместного
распространения.
Сарафан довольно широко
употреблялся в южновеликорусских губерниях
главным образом как девичья одежда, а в
Рязанской Мещере и старушечья. В некоторых местах он имел свои названия:
саян, костолан, сукман. Это был глухой
косоклинный сарафан, косоклинный на
лямках или, в начале
XX
века, с лифом, то
есть
на кокетке. Шился он из кумача, китайки, темно-синий, черный, красный.
Изредка здесь
употреблялся и распашной сарафан на лямках, но преимущественно в этом случае
передний шов застрачивался и лишь обозначался галунами и пуговицами
на петлях. По подолу и переднему шву
сарафан также украшался здесь вышивкой
шерстью, прошвами.
В
северных, северо-восточных, северо-западных губерниях - Архангельской,
Вологодской, Олонецкой, Пермской, Вятской, Петербургской это был второй
основной, после
рубахи, вид женской одежды. По материалу и покрою он получал
иногда особые названия: дубас,
клеточник, набивник, суконник, штофник, дольник,
кастяч, шубка
и т. д. Это были все те же пять типов
сарафана, как правило, с нашивками из позумента и кружев по переднему
шву, украшенному пуговицами с петлями.
Шились они из пестряди, домашней крашенины, кумача, ситца, штофа,
сукна, в том числе ярких цветов, с клеткой или полосами. В Поволжье -
Симбирской, Казанской, Самарской,
Оренбургской, Уфимской губерниях сарафан также был
основным видом женской одежды. Наиболее
старинным здесь считался глухой косоклинный сарафан с вырезными
проймами и лямками, украшенный по переднему
шву позументами и пуговицами с петлями.
В некоторых деревнях здесь бытовали
распашные сарафаны. К концу
XX
века преобладал прямой сарафан на лямках и
сарафан с лифом - кокеткой, от которого совершился переход к "парочке" -
юбке с кофтой, причем
такая юбка сохраняла название сарафана.
С
сарафаном и в северных, и в поволжских, и в центральных губерниях
обычно
носились передники с грудкой или без нее, повязывавшиеся на талии.
Праздничные передники по
грудке вышивали красной нитью. В Поволжье передник назывался запоном,
что говорит о связях местного населения с южными губерниями. Кое-где в
Вятской губернии передник имел вид туникообразной одежды с коротким задним
полотнищем, без рукавов - так называемая чина.
Особенно характерна для сарафанного комплекса плечевая одежда (таблица
7). На
севере со старинными шелковыми и штофными сарафанами носили долгорукавку
- нечто вроде
верхней части рубахи с очень длинными рукавами, удерживавшимися на запястье
зарукавниками из узкой полосы ткани с плотно нашитыми бисером и
цветными стеклами в оправе. Шили их из
однотонного или узорного шелка. Широко
распространен был шугай или епанечка, известный также как
трубалетка, сорокотрубка. Это была распашная кофта с
узкими рукавами, отрезная по талии, с простеганным на вате низом либо с
цельной спинкой, без воротника или с отложным
воротником. Разновидностью этой одежды
была душегрея - как бы коротенькая
распашная юбка нередко простеганная на
вате валиком, сильно расширяющаяся, удерживаемая на груди лямками. В
конце
XIX
в. получил распространение казачок -род
длинной кофты, сшитой по фигуре, распашной, с невысоким стоячим
воротником. В Архангельской и
Вологодской губерниях носили также нарукавники или "рукава" в виде
очень короткой кофточки с длинными рукавами или просто двух
рукавов, соединенных на спине двумя
узкими полосками тканей. Шились они из
пестряди, набойки, а также шелка и
кашемира.
Верхняя одежда в основном повторяла формы мужской (таблица
12,
таблица 13).
Но в Поволжье в
комплексе с сарафаном употреблялась верхняя одежда особых форм. Это были
колодники, ватошники, монарки, стуколки,
душегреи примерно одинакового покроя:
длиной до середины бедер, в талию, с
прямым и отложным воротником и с большим
количеством оборок сзади. Шилась эта
одежда из домотканого сукна, красного
штофа, сатина, отделывалась бархатом,
галунами. В южных поволжских губерниях
бытовала одежда под названием бедуим. Это была халатообразная одежда
длиной ниже колен, немного
расширявшаяся книзу, распашная, с отложным воротником и
широкими длинными рукавами,
вшивавшимися в проймы, сильно присборенными. Воротник украшался бисером,
шелковыми кистями, бархатной обшивкой. Бедуим
носили не застегивая и не подпоясывая.
Кое-где в Самарской губернии носили
корсетки на шнуровке, а в Казанской и
Симбирской - душегреи на лямках.
Девичьим головным убором в сарафанном комплексе как и в панёвном,
были перевязки или ленты - более или менее широкие полосы штофа,
бархата, шелка на
твердой основе в виде обруча, завязывавшиеся под косой тесёмками. Сзади выше
тесёмок пришивалась одна широкая или несколько узких лент. Лобная часть
убора
обычно
вышивалась золотой нитью, украшалась воланами или стеками из жемчуга,
бисера. В качестве свадебного головного убора на Севере использовалась
"корона" -
очень
широкий ажурный, богато украшенный обруч. В Поволжье была
распространена "фатка" - шелковый, обычно красный, платок, сложенный на угол
и
заложенный в виде полосы; он обычно прикрывал теменную часть головы и
завязывался сзади под косой. В косы часто вплетались косоплетки с
привязанными к ним длинными шелковыми лентами, а иногда с косником -
небольшим вышитым или
парчовым треугольником.
Среди
женских головных уборов чаще всего бытовал кокошник. Формы его
разнообразны. В Олонецкой губернии это обычно был однорогий кокошник на
твердой основе, с очельем, выдающимся вверх в виде рога и с плоским верхом,
с боков опускавшимся на уши. Подобная форма кокошника бытовала и в других
северных губерниях. В некоторых местностях Пермской губернии употреблялся
большой кокошник в форме полумесяца с острыми концами почти до плеч.
Кокошники такой формы употреблялись и в Среднем Поволжье наряду с
кокошниками в виде бархатной или парчовой шапочки. В Казанской губернии
встречались лопатообразные кокошники с очельем почти прямоугольной формы, а
также высокие островерхие кокошники. Попадались в Казанской губернии и
двурогие кокошники, называвшиеся здесь кичками. Кокошники обильно украшались
речным жемчугом, бисером, образующим иногда воланы, плашками перламутра,
галунами, вышивкой золотой нитью, на лоб спускалась сетка из жемчуга или
бисера -ряска.
В Псковской губернии бытовал однорогий кокошник, очелье которого было
густо
усажено как бы шишками из жемчуга. К высоким островерхим и
лопатообразным кокошникам подшивалось легкое покрывало, опускавшееся на
плечи
и
спину.
Кокошники обычно надевали лишь молодые женщины, недавно вышедшие
замуж. Через некоторое время, особенно после рождения первого ребенка, они
надевали кичкообразные головные уборы. Так, в Олонецкой губернии бытовала
сорока
со "сдерихой" - род чепчика из холста с коронкой в виде копытца /сдериха/,
на
которую надевали мягкую сороку в форме невысокого тупого конуса, с завязками
по бокам, завязывавшимися на затылке под прямоугольным концом сороки.
Поморская кичка имела вид твердой шапочки с удлиненной плоской затылочной
частью. Постепенно совершался переход к употреблению простых повойников в
виде
чепца
со вздержкой на затылке. И сорока, и кичка, и повойник украшались вышивкой
золотой нитью, галунами, кружевами и тому подобное. Носили повойник с
платком.
Употреблялось также ношение двух платков: один повязывался вокруг головы,
как повойник, вторым покрывались сверху. В Поволжье нередко второй платок
носили
"роспуском", завязывая или закалывая под подбородком так, что на спину
опускались
два
угла платка.
Обувь
в
сарафанном комплексе была такой же, как и в панёвном: лапти с
онучами, кожаные галошеобразные коты, ботинки с резинками на невысоком
каблуке. С кожаной обувью всегда, а с лаптями часто, особенно в Поволжье,
носили
вязаные
шерстяные чулки, богато орнаментированные, иногда расшивавшиеся
мишурой и блестками. Непременным украшением, особенно в Поволжье, были серьги разных форм. Повсюду с сарафаном употреблялись бусы, ожерелья. Излюбленным украшением были полоски холста, густо усаженные бисером. На Севере нередко надевались широкие круглые кружевные воротники. В Поволжье иногда носили, как и в южнорусских губерниях, гусиные пушки, в том числе вставляя их в уши вместе с серьгами. |
Новости / Традиция / Типология / Мастерская / Библиотека / Галереи / Источники / Ссылки / Авторы