|
|
Типология |
|
КОМПЛЕКС С КУБИЛЬКОМОсновной частью женского костюма казачьих областей, как и в Великороссии, была рубаха - туникообразная, с невысоким воротником-стойкой, с прямыми поликами, со сборёнными у ворота и собранными на обшивку у запястья рукавами, а также рубаха на кокетке. Нередко для разных элементов рубахи употреблялись разные ткани. Поверх рубахи казачки надевали разные типы плечевой одежды. Старинным элементом донского праздничного женского костюма был кубилек, к началу XX в. уже выходивший из употребления. Он напоминает женские платья горских народов - Кабарды, Адыгеи, Дагестана, что и не удивительно, учитывая, что казаки очень часто привозили себе жен из походов. Шили кубилек из синей или черной крашенины, синего, голубого, зеленого шелка, с отрезным лифом, в талию, с плотно прилегавшей цельной спинкой. Лиф спереди до талии застегивался на мелкие пуговицы, на шее делался небольшой вырез, через который был виден ворот рубахи. Ниже талии кубилек был широкий, распашной; иногда правая пола его юбки заходила на левую. По разрезу кубилек обильно украшался галунами и золотым шитьем. Рукава были длинные, сборчатые у плеча, к концу широкие, так что был виден рукав рубахи. Неотъемлемой частью кубилька был широкий пояс, богато украшенный, с массивной ажурной пряжкой, украшенной цветными стеклами или полудрагоценными камнями. В Терской области казачки нередко носили повседневные и праздничные бешметы из ситца, черного, голубого, коричневого, зеленого атласа, отделывая их узким галуном; покрой бешметов был такой же, как у мужчин, но большей длины. По примеру горянок иногда казачки носили его внакидку на голове. Замужние донские казачки носили сукман - глухую одежду с очень короткими и узкими рукавами, без воротника, с коротким прямым разрезом, отделанную на груди и по подолу лентами и плетеной тесьмой. Сукман носили с широким плетеным шерстяным синим или красным кушаком с кистями. Употреблялся казачками, в том числе и на Кубани, и сарафан -прямого покроя, с лифом, со сборками; его подпоясывали широким плисовым поясом. В начале XX в. казачки преимущественно носили юбки и кофты - "парочку", ставшую обычной и в других областях страны. Надевали по несколько юбок: нижние по подолу отделывали кружевами, верхние, особенно праздничные, расклешенные, имели внизу широкий волан, "брызжу", отделанный лентой, полоской кружева, плиса. Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась и кофта. В зависимости от покроя она называлась собственно кофта, блузка, матене, кираса. Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником стоечкой, с длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча, а ниже облегающим. Блузки отделывали гипюром, лентами, кружевами, закладывали складки. Иногда блузки шили на кокетке. Матене - кофта свободного покроя ниже пояса, распашная, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины. Кираса - это плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, у плеча присборенными, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц. Кирасу носили только молодые женщины. Переселенцы из великорусских губерний принесли на Дон кокошник, к началу XX в. вышедший из употребления, а украинки - очипок. В основном же казачьи области выработали оригинальные типы головных уборов. Праздничным убором замужних женщин был вязанный колпак в форме чулка с махрами на макушке; на улицу поверх колпака надевался платок. Колпак в основном использовался в комплексе с кубельком. В XX в. колпаки сменились файшонкой - черной кружевной косынкой с длинными концами, собранными спереди на нитку; концы файшонки свисали по бокам, закидывались за плечи или завязывались сзади бантом. Замужние женщины носили также кичку с двумя рожками с сорокой, как в южной Великороссии. Нарядные кички делались из зеленого, бордового бархата, вышивались золотой и серебряной нитью, бисером, жемчугом, зажиточные казачки носили с сорокой чикилики - жемчужные подвески на висках. Были кички и в форме небольшой круглой шапочки. Кичку вытесняет чепчик из ситца, бархата, шелка. Он состоял из двух полукруглых бочков с длинными концами и середины; концы сзади завязывались бантом. Но наиболее широко использовалась шлычка - "полная " и "на шиш". Полная шлычка шилась, как детский колпачок: к полукруглому заднику пришивались продолговатые бочка, обшитые воланами, кружевами, а по низу продевалась или пришивалась тесьма, которая завязывалась вокруг головы. Поверх полной шлычки и чепчика надевался платок. Шлычка "на шиш" представляла собой как бы небольшой мешочек, надевавшийся на собранные в узел косы. Пожилые женщины покрывались большими платками, оборачивая их вокруг головы и завязывая концы узлом на макушке. Девушки-казачки носили такие же повязки в форме обруча с лентами, как по всей стране. |
Новости / Традиция / Типология / Мастерская / Библиотека / Галереи / Источники / Ссылки / Авторы