|
|
Типология |
|
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
Значительно разнообразнее и сложнее мужского женский костюм, часто
различавшийся по расцветке и
орнаментации не только по губерниям или уездам, но
и по отдельным волостям и даже селам.
Столь же сложна и терминология женского
костюма: однотипные вещи в разных
местностях могли называться по-разному, и в то же время в разных губерниях
одно и то же название прилагалось к различным видам
одежды.
Эта
дробность женского костюма связана с особенностями положения
женщины
в обществе и семье. Во-первых, женщина не была самостоятельна
юридически: получить паспорт на отлучку с места жительства она могла только
с
разрешения отца или мужа. Во-вторых, она была постоянно привязана к
хозяйству и
семье,
так как после окончания полевых работ на ней оставалось лежать все
домашнее хозяйство, а также необходимость за зиму обеспечить семью
домоткаными тканями, одеждой. Поэтому женщина редко отлучалась далеко и
надолго от своего селения, мало была знакома с чужими обычаями и обиходом,
обладала более узким кругозором, была более консервативна, нежели мужчина, и
в полной мере оказывалась хранительницей традиций, в том числе и в сфере
костюма.
Кроме четкой локальности
женского костюма, его привязки к определенным
регионам, а также определенным
возрастным группам, следует иметь в виду его
комплексность. Использовался не просто
костюм, а костюмные комплексы, все
детали которых были нерасторжимы.
Специалисты различают сарафанный комплекс, панёвный комплекс,
комплекс с андараком, комплекс с кубельком,
а
также более позднее и повсеместное
явление, возникшее под влиянием города - так называемую парочку, юбку с
жакетом.
В
основе всех женских костюмных комплексов лежит рубаха (таблица
3,
таблица 4).
Она служила
повседневной одеждой, дополняясь сарафаном, панёвой, андараком, кубельком,
нагрудной, плечевой одеждой.. Рубаха
состоит из стана и рукавов, деталей нередко
разных по качеству, цвету ткани и
отделке. Стан делался из отбеленного домотканого
холста, рукава также были холстинные
белые, либо пестрядинные, кумачные,
затканные красной нитью и так далее.
Наиболее архаичным типом
женской рубахи является рубаха туникообразная, в виде длинного холста,
перегнутого на плечах, с вырезным воротом и вшитыми, как
у мужской рубахи, бочками и рукавами;
нередко туникообразная рубаха имела и
ластовицы. Таким образом, она отличалась
от мужской рубахи только длиной до пят
и отсутствием подоплеки. В позднее
время это была преимущественно старушечья
обрядовая, смертная рубаха. Большую группу женских рубах составляют рубахи с поликами - вставками
ткани на плечах, между воротом и рукавами. Различаются рубахи с косыми
рукавами,
имеющими форму ромба, с прямыми поликами, пришитыми по основе, то есть
продольным нитям холста, и с прямыми поликами, пришитыми по утку, поперечным
нитям холста. Полики нередко делались из затканки - специально тканой
материи. Имеется также группа бесполиковых рубах: рубаха с воротушкой,
то есть с круглой вставкой у ворота, рубаха с рукавами, пришитыми к вороту и
присборенными вокруг него, и рубаха на кокетке - явление более позднее,
пришедшее из города. Женские рубахи были с прямым разрезом на груди, без
воротника либо с низким воротничком-стойкой,
а как более поздний и редкий вариант, преимущественно свойственный
рубахе на кокетке - с отложным узким воротничком с закругленными уголками;
такая рубаха иногда имеет и манжеты. Расположение орнамента такое же, как и
на мужской рубахе (таблица
11):
по подолу, на концах рукавов, по вороту и разрезу, а на рубахах с полюсами –
и по поликам. Иногда и сами рукава были
целиком орнаментированными. В
некоторых областях, например, в Орловской, Смоленской, рукав заканчивался
манжетой в сборку. В Тамбовской губернии на запястье поверх рукава рубахи
надевалась узкая тканая полоска в
виде браслета, так что образовывался как бы сборчатый манжет. В Рязанской губернии
на праздничных рубахах были узкие и длинные рукава с прорезями, в
которые продевались руки; такие рукава завязывались на спине. Украшались
женские рубахи вышивкой, а также затканкой, то есть узкими вытканными и нашитыми на рубаху
полосками, мелкой аппликацией из кумача, ситца, китайки в виде геометрического
орнамента, дополнявшейся вышивкой. В Рязанской губернии употреблялись так
называемые пожнивные рубахи с вышивкой, которые во время жатвы
носились без другой одежды. В Калужской губернии, где
употреблялась панёва, женские рубахи
вышивались по подолу только спереди, там, где они были видны в
прорезь панёвы, а девичьи - вокруг всего подола, поскольку девушки носили
сарафан. |
Новости / Традиция / Типология / Мастерская / Библиотека / Галереи / Источники / Ссылки / Авторы