|
|
Мастерская
|
|
Венчальные костюмыНачало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уездОтправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха. Рубаха более раннего происхождения сшита из четырех полотнищ грубого конопляного холста (два спереди и два сзади), соединенных вверху прямыми полиrами и прямоугольными вставками -«фарботами» из белого коклюшечного кружева. Верхние края полотнищ и поликов присобраны в мелкие сборки под невысокий воротник-стойку. Грудной разрез, верх воротника и место соединения воротника с полотнищами обшиты черными нитями. Рукав сшит из одного широкого и одного узкого прямых полотнищ, присобранных внизу под узкую обшивку — тесьму красного цвета. Под рукава вшиты квадратные ластовицы из малинового сатина. Места соединения кружевных вставок отмечены узкими полосками белого вышитого узора в виде продольных цепочек. Орнамент рубахи Крой рубахи и передника Более поздний вариант «старушечьей» рубахи имеет аналогичный крой. Его отличительной особенностью является орнаментация плечевой части, Небольшой полик соединяется с рукавом и полотнищами спины и переда тремя полосами белого коклюшечного кружева со сложным ромбическим узором. Отделка рукавов Крой рубахи и передника Двум вариантам «старушечьих» рубах соответствуют два варианта кроя венчальных сарафанов. Черный шерстяной сарафан в этих местах использовался не только как венчальная, но и вообще как девичья одежда. Если женщина не выходила замуж, она носила сарафан, дополненный передником и поясом, всю жизнь. Отличительной особенностью сарафана-«широколямошника» является туникообразный крой, что свидетельствует о его древнем происхождении; широкие лямки выкроены из центрального полотнища, перекинутого на плечах. Он имеет неглубокий прямоугольный вырез для головы, боковые полотнища под мышками собраны в густые сборки, зафиксированные изнутри и снаружи нашивкой из черной хлопчатобумажной ткани. Единственным украшением сарафана является вышивка в виде неширокой полосы, составленной из красных, желтых, зеленых и темно-синих прямоугольных фигур, и узкая красная плетеная тесьма, проходящие по подолу. Сарафан-широколямошник Тот же сарафан Крой сарафана На смену сарафану-«широколямошнику» пришел сарафан на узких лямках. Его шили из двух цельных полотнищ (одного спереди и одного на спинке) и четырех скошенных боковых; в верхней части полотнища спереди и сзади обшивались полосками синего сатина. Неширокие сатиновые лямки соединялись на середине спины. Нагрудная часть сарафана оформлялась полоской вышивки, выполненной цветными шерстяными нитями. Передник-«завеска» сшит из двух коротких полотнищ конопляного холста; в верхней части они присобраны под узкую бело-розовую обшивку-тесьму с длинными петлями по краям, предназначенными для продевания в них узкого пояска. Нижний край полотнищ очерчен черной вышивкой в виде цепочки стилизованных цветов-кустиков и красной зигзагообразной линии. Близким по характеру узором отмечено место стыка полотнищ в нижней части передника. К подолу пришиты полоска белой строченой вышивки и широкая фабричного изготовления оранжево-красная тесьма с узкими пробежками синих, зеленых и желтых нитей. Края полотнищ и белой вышивки обшиты черными хлопчатобумажными нитями. Любопытно, что и в настоящее время в деревнях бывшего Бирюченского уезда белое плетенное на коклюшках кружево и покупную многоцветную тесьму называют «фарботами». Ярким акцентом наряда являлся широкий шерстяной красный пояс -«подпояска» с зелеными, лиловыми, белыми и желтыми продольными полосками. Белый платок, который покрывал длинные распущенные волосы, завершал «горевой» наряд воронежской девушки-невесты. Она прощалась с девичеством и «вольной волей", «умирала" в своей прошлой беззаботной жизни для того, чтобы после венчания «возродиться» уже в совершенно новом для нее качестве — женщины-жены. Статья из книги: С.В. ГОРОЖАНИНА. Л.М. ЗАЙЦЕВА. Русский народный свадебный костюм |
Новости / Традиция / Типология / Мастерская / Библиотека / Галереи / Источники / Ссылки / Авторы