|
|
Мастерская
|
|
Костюм новобрачной1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд, с. ВяземкаЭтот наряд являлся
одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который женщина надевала
по самым большим праздникам до рождения первого ребенка. Он состоят
из рубахи, поневы распашного кроя, пояса, нагрудного украшения
гайтана. Такой наряд носили с двурогой сорокой, украшенной золотной
вышивкой.
Ткань основных полотнищ рубахи (ширина полотнища — 35 см) выполнена заготовками в виде раппортов, размер которых определялся длиной будущей рубахи — 133 см. На ткацком стане сначала изготавливалась узорная кайма подола (длиной 21 см), а потом уже ткался обычный белый холст полотняного переплетения. Узор красной тканой каймы подола состоял из узких браных дорожек и неширокой полосы закладного узора в виде цепочки белых гребенчатых ромбов. Затем раппорт повторялся. Для шитья рубахи понадобилось три полных раппорта и небольшой кусочек аналогичной заготовки размером в одну треть полотна. Для рукавов, поликов, плечевых узорных нашивок заготовки были несколько иными. При сохранении единой цветовой гаммы, принципов композиционного построения орнаментов, выполненных в техниках закладного и браного ткачества, менялись только размеры заготовок и характер их орнаментальных мотивов. Узоры обогащались введением одного из важнейших символов аграрного культа древних славян — свастики, знака солнца. Принцип покроя рубахи крайне экономичен. Передняя часть рубахи сшита из двух цельных раппортных полотнищ, в верхней части одного из которых вырезан прямоугольный фрагмент ткани; нижняя часть заворачивается по боковому сгибу назад. Спинка выполнена из одного цельного полотна и другого, составного. Полотнища собраны в частые сборки под узкую обшивку горловины. В верхней части они разрезаны для вставки косых поликов. Форма поликов, рукавов, их архаичная длина имеют прямые параллели с аналогичными деталями рубахи с. Красная Дубрава. Характерной особенностью декоративного убранства рубах юга России является использование разнообразных техник, приемов материалов. Так, рубаху с. Вяземка украшают не только тканые узоры, но и нашивки красного узорного ситца, тесьмы-вилюшки, обшивки краев подола и рукавов плотным петельчатым швом цветными нитями. Активным цветовым пятном, слегка диссонирующим с обшей колористической гаммой рубахи, является нашивка, оформляющая грудной разрез. Она выполнена разноцветными хлопчатобумажными нитями в технике вышивки крестом, имеющей позднее происхождение, дополнена золотым галуном, узкой тесьмой черного и серебристого цветов, металлическими блестками. С нагрудной нашивкой гармонично сочетается шейное украшение гайтан, Он выполнен из низанных из цветного бисера двух нешироких полос с узором в виде повторяющихся косых крестов и ромбов. Они соединены полоской кумача. Внизу к гайтану подвешена медная литая двусторонняя иконка с изображением Богоматери и Св. Николая. Понева прямого крон состоит из трех одинаковых полотнищ домашней шерсти. По основному красному фону проходят поперечные синие полосы, по низу подола — широкая кайма со сложным орнаментом из ромбов, спастических мотивов, прямых и волнистых линий, Это так называемая распашная (не сшитая спереди) понева, которая относится к числу наиболее древних. Узкий цветной шерстяной пояс сплетен на дощечках. Его концы соединены вместе и украшены крупным бисером темно-зеленого и золотистого цветов. На концах пояса — длинные пушистые кисти из нитей основы и золотных нитей. Уникальный крой костюма с, Вяземка, многократное использование основных славянских символов в орнаментации свидетельствуют о его древних корнях. Статья из книги: С.В. ГОРОЖАНИНА. Л.М. ЗАЙЦЕВА. Русский народный свадебный костюм |
Новости / Традиция / Типология / Мастерская / Библиотека / Галереи / Источники / Ссылки / Авторы