Новости

Традиция

Типология

Мастерская

Библиотека

Галереи

Источники

Ссылки

Авторы

Форум

Почта: narjadyandex.ru

Православный Месяцеслов Online
Русский народный наряд

Мастерская

Костюм новобрачной, 1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)

Рубаха имеет составную конструкцию. В собрании музея она представлена только верхней частью, к которой обычно пришивалась нижняя часть — «стан» («станина», «становина»). Верхняя часть рубахи изготовлена из хлопчатобумажной домотканины в технике полотняного переплетения и выборного ткачества и фабричной ткани оранжевого цвета. Спинка сшита из двух прямых полотнищ, одно из которых заворачивается наперед, образуя боковую часть; на другом боку располагается небольшая составная прямоугольная вставка; нагрудная часть представляет собой широкую прямоугольную полосу фабричной хлопчатобумажной ткани. Полотнища и вставки соединены между собой небольшими плечевыми вставками — прямыми поликами, пришитыми по утку. Верхние края поликов, полотнищ и вставок собраны в сборки под узкую обшивку-тесьму, образуя кареобразный вырез горловины с разрезом посередине груди, застегивающимся на пуговицу. Рукава сшиты из полутора прямых полотнищ, присобранных под широкие манжеты, застегивающиеся на две пуговицы с воздушными петлями. Края манжет украшены небольшими оборочками из тонкой шерстяной ткани розового цвета. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Узор рубахи выполнен в технике нечасто встречающегося в крестьянском рукоделии выборного ткачества. Основными мотивами орнамента являются геометризованные цветы, звезды, косые кресты. На поликах и верхней части рукавов  располагаются полосы разновеликих антропоморфных фигур.

Сарафан прямого покроя сшит из одного поперечного полотнища ткани, изготовленного в технике полотняного переплетения из шерстяных, хлопчатобумажных и льняных нитей (основа — льняная, уток — шерстяные  и хлопчатобумажные нити), шириной ?5 см и длиной 2 м 30 см, с узором в виде ярких узких разноцветных полос. Необычна ширина полотнища (как правило, ширина тканей домашнего приготовления варьируется от 34 до 45 см), которая в данном случае является длиной сарафана. В ХIХ в. крестьянки изготавливали широкие ткани не на обычном горизонтальном ткацком стане, а особым образом. восходящим к древнейшему способу производства тканей, — на вертикальной раме или на вертикальном ткацком стане. На груди полотнище надставлено небольшой грудкой в виде полосы ткани с заоваленными в верхней части углами. По боковым сторонам грудка заложена в защипы под узкую обшивку-тесьму. С изнанки она продублирована темным сукном. На спине полотнище в верхней части собрано в частые складки, зафиксированные вверху тесьмой-обшивкой и на середине спины с изнанки узкой полоской холста. Сарафан имеет длинные узкие лямки. Подол изнутри подшит холстом.

Широкий пояс, созвучный общей колористической гамме костюма, связан из шерстяных и хлопчатобумажных нитей малинового, красного, розового, оранжевого, желтого, синего и белого цветов и их оттенков. К концам пояса привязаны длинные пышные кисти.

К костюму полагалась косынка, которую носили на плечах, заправляя два конца за лямки сарафана. Она сшита из оранжевой хлопчатобумажной ткани. Нижний угол косынки оформлен двумя ткаными полосами с изображением на оранжевом фоне аналогичных декору рубахи разноцветных антропоморфных фигур. К краям полос привязана пышная бахрома.

Передник, который завязывался чуть выше груди, соткан из хлопчатобумажной домотканой крашенины. Он сшит из трех прямых полотнищ, надставленных в верхней части полосой ткани, заложенной в защипы под узкую обшивку, имеющую на концах петли для продевания в них пояса-шнура. К краю подола пришита широкая оборка из покупной тонкой шерстяной ткани розового цвета. В верхней части оборка заложена в красивые неглубокие встречные складочки. Колористическая гамма передника построена па сочетании контрастных цветов: основного оранжевого и розового, желтого, синего, зеленого, вишневого, лилового, черного. Отдельные фигурки и мотивы выделены тоновыми переходами цвета. Боковые стороны передника и край оборки отмечены узкой полоской черного фабричного хлопчатобумажного кружева, завершающей его декоративное оформление. Обрядовая принадлежность предмета здесь акцентирована. По низу подола проходит широкая кайма трехрядного узора, выполненного в технике выборного ткачества. В композиции каймы основное место занимает центральная широкая полоса в виде ряда стилизованных мужских и женских фигур, связанных друг с другом маленькими фигурками "человечков» с четко обозначенными пальцами увеличенных кистей рук, согнутых в локтях, и S-образными фигурами — знаками благопожелания. Между головами женских и мужских фигур — зеркальные изображения условных фигурок с согнутыми «лапками» — так называемых лягушек, соотносящихся в народном представлении с деторождением.

Наряд     Отделка рубахи

Передник    Отделка передника

Крой рубахи          крой сарафана

 

Костюм новобрачной, 1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Второй костюм новобрачной из Сольвычегодского уезда аналогичен по набору деталей описанному выше, близок ему по покрою, незначительно отличаясь лишь в деталях. Однако в его цветовом решении преобладают уже традиционные для крестьянской одежды контрастирующие красные и белые цвета.

Рубаха устюжанки составная. Ее верхняя часть (нижняя не сохранилась) выкроена из трех прямых полотнищ — переднего и двух боковых, сшитых посередине спины. Полотнища соединена между собой прямоугольными плечевыми вставками-поликами. пришитыми по утку. Глубокий -кареобразный вырез горловины образован за счет верхних краев полотнищ рубахи и поликов. присборенных в мелкие частые сборки под узкую обшивку из холста. На груди имеется небольшой разрез. застегивающийся на пуговицу. Рукава — прямые, из полутора полотнищ ткани, собранных у запястья в сборки под манжеты, которые застегиваются на две пуговицы с воздушными петлями. Сборки горловины и рукавов зафиксированы с изнаночной стороны несколькими рядами мелких стежков. В местах соединения рукавов с боковыми полотнищами рубахи вшиты ромбовидные ластовицы. Декоративным убранством рубахи служит геометрический орнамент красного цвета, выполненный к технике браного ткачества из ромбовидных фигур и крестов. Он проходит вокруг горловины, по рукавам, сгущаясь на поликах и концах рукавов.

верх рубахи    рукав

Ярким цветовым пятном в художественном решении костюма является сарафан из красной клетчатой пестряди. Он имеет экономичный прямой покрой. Цельные полотнища заложены вверху на спинке под узкую красную ситцевую обшивку в красивые встречные складочки. С лицевой стороны они аккуратно зафиксированы несколькими поперечными рядами стежков, с изнаночной продублированы неширокими полосами холста.

Подол продублирован с изнаночной стороны широкой полосой светлой застежку на сарафане заменяет небольшая кулиска на шнуре, проходящая в верхней части переднего полотнища. Сарафан обязательно подпоясывался узорным поясом.

сарафан

Наиболее нарядной деталью костюма является передник-нагрудник, который завязывался чуть выше груди. Он сшит из трех прямых полотнищ, присобранных вверху в сборки под узкую обшивку, заканчивающуюся по краям небольшими петлями для продевания пояса-шнура. Полотнища выполнены способом браного ткачества. Их верхние и нижние края богато декорированы узкой и широкой трехчастными полосами геометрического орнамента красного цвета с узором из разновеликих ромбовидных фигур и треугольников. Все основное поле передника заполнено чередующимися квадратами, вытканными белыми нитями по белому фону.

передник

Наплечным украшением костюма служит белая косынка. Ее нижний угол отмечен широкими пришивными полосами браного орнамента красного цвета.

косынка     орнамент косынки

Оторочка краев передника, рукавов, косынки узкими оборками насыщенного красного цвета ситца придают костюму необходимое завершение.

Статья из книги: С.В. ГОРОЖАНИНА. Л.М. ЗАЙЦЕВА. Русский народный свадебный костюм

Новости / Традиция / Типология / Мастерская / Библиотека / Галереи / Источники / Ссылки / Авторы 

Используются технологии uCoz