Новости

Традиция

Типология

Мастерская

Библиотека

Галереи

Источники

Ссылки

Авторы

Форум

Почта: narjadyandex.ru

Православный Месяцеслов Online
Русский народный наряд

Мастерская

Женский свадебный костюм

Конец XIX — начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд

Достаточно большую часть русского населения, не принявшую церковную реформу патриарха Никона (середина XVII в.), называли старообрядцами или староверами. В старообрядчестве известно несколько течений, в рамках которых существовали и существуют поныне различные объединения — "согласия". У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака. вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу", и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на поводке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей.

Народный свадебный обряд федосеевцев не отличался от традиционного народного ссверорусского обряда. Свадьба обычно длилась три дня, в течение которых молодые несколько рад меняли свои наряды. В зажиточных семьях на рубеже XIXXX вв. обрученная наряжалась в батистовую или кисейную рубаху, несколько шелковых сарафанов неярких оттенков розового, лилового, голубого цветов, надевавшихся один на другой, завязывала яркий шелковый пояс. В Малмыжском уезде волосы невесты на обручении оставались распущенными. После обряда обручения их заплетали в две косы. Девичья повязка менялась на однорогий кокошник или самшуру (шамшуру) с округлым, твердым дном, расшитым золотными нитями, и мягким очельем, закрывающимся сложенным в виде ленты шелковым платком. Поверх кокошника или самшуры накидывалась нарядная шаль.

Бедные крестьянки, девушки-сироты надевали на обручение скромную домотканую одежду. Она состояла из белой рубахи, украшенной ткаными или вышитыми узорами, синего или черного широкого косоклинного сарафана (па спине его закладывали в плиссированные складки яркого узорного пояса, который иногда завязывался под сарафаном.

Распущенные волосы невесты покрывал домотканый белый платок, сшитый из двух полотнищ ткани. Костюм из Малмыжского уезда вятской губернии, надевавшийся невестой-старообрядкой на обручение, состоит из рубахи, сарафана, пояса и нагрудного украшения.

наряд

Рубаха составная, прямого покроя. ее верхняя часть сшита из четырех прямых полотнищ из миткаля, длинные суживающиеся к запястью рукава — из белой в частые крапины кисеи. Верхние края полотнищ средней части рукавов, присборенные в частые сборки зафиксированные с изнаночной стороны хлопчатобумажной бейкой, образуют округлую горловину с разрезом посередине груди, застегивающимся на стеклянную пуговицу и воздушную петлю. Края рукавов оторочены полосами белого фестончатого кружева, сплетенного на коклюшках. Под рукава вшиты квадратные кисейные ластовицы. Нижняя часть рубахи изготовлена из четырех прямых полотнищ отбеленного льна домашней работы. Сарафан лилового шелка прямого покроя сшит из четырех полотнищ, собранных под обшивку в неглубокие защипы, на спине — во встречные складки; застежка па левом боку. Узкие лямки выкроены из небольшого цельного куска ткани, пришитого на середине спины; спереди концы лямок крепятся на груди. С изнанки лямки, обшивка и подол укреплены хлопчатобумажной тканью малинового цвета. Более древние сарафаны были, косоклинпыми. распашными, застегивающимися на металлические пуговицы. На нашем сарафане напоминанием о старинном крое служат две продольные полосы серебристой бахромы, нашитые спереди сверху донизу. Узкий пояс сплетен на бердышке из льняных (нити основы) и шелковых черных, белых, голубых и лиловых нитей утка разных оттенков с узором в продольные полосы. На центральной полосе по черному фону выплетена надпись: «Владычице прийми молитву рабъ твоихъ иизбави насъ отъ всякия нужды ипечали». Концы пояса оформлены пышными кистями с ворварками из канители. Бердышко — простейшее приспособление для изготовления поясов. Оно представляет собой дошечку с чередующимися маленькими круглыми и длинными продольными отверстиями, в которые продеваются нити основы. Один конец пучка нитей привязывается к крюку, второй закрепляется на поясе мастерицы. Бердышко поднимается вверх — одна группа нитей остается на месте, вторая поднимается вверх, в образовавшийся зев пробрасывается нить утка, затем бердышко опускается и процесс изготовления пояса продолжается.

Традиция плетения старообрядцами поясов со словами молитв, пожеланий, именами владельцев в бывшей Вятской губернии не прерывается до настоящего времени, Свадебный наряд вятской старообрядки дополняет нагрудное украшение — «ожерелье». Оно имеет трапециевидную форму с заоваленным нижним краем, округлым вырезом горловины, с застежкой на спине на пуговицу. По белой шелковой сетке вышит золотой канителью и металлическими блестками узор из мелких многолепестковых цветов с веточками и листьями и парных крупных листьев, края оформлены фестонами из канители.

Душегрея — верхняя, нарядная деталь свадебной и праздничной одежды. Известным центром, в котором в XIX в. изготавливались душегреи, было с. Городец Нижегородской губернии. Душегрея сшита из малинового бархата и орнаментирована золотным шитьем. Она распашная, двубортная, на лямках.

В мотивах ее декора много общего с архитектурной резьбой Поволжского региона: вазы с цветами, гроздьями винограда, листьями, закручивающимися в спирали листьями.

Восхищает мастерство вышивальщицы. Узор вышит по картонной подложке золотной плющенной нитью "битью". Плотные ряды «бити» крепятся к фону стежками оранжевой шелковой нити (прикрепами), положенными в разных направлениях.

Общий вид душегреи        развернутая душегрея

Пояс был обязательной принадлежностью и женской, и мужской, и детской одежды. Именно пояс, который повязывали младенцу, вне зависимости от того, был ли это широкий пояс-свивальник или просто льняная нить, вводил только что появившегося маленького человека в мир людей, в пространство культуры. Пояс, надетый на ребенка при рождении или, что было чаще, при крещении, как и крест, был оберегом. Его могли носить, не снимая, всю жизнь. Иногда носили два пояса: один, данный при крещении, надевался под одежду, на голое тело, второй — поверх одежды. Самым главным был тот, который скрывали под одеждой.

Пояса использовались во всех обрядах жизненного цикла. Особую значимость имели пояса в свадебном обряде. По древней традиции, они должны были быть красными. Считалось, что красный цвет символизировал особое состояние, в котором находились во время свадъбы жених и невеста, он охранял от злых сил, дурного глаза, Поэтому на их одеждах непременно были повязаны красные пояса. Поясами также украшали расписные дуги свадебной повозки. Иногда жениха и невесту связывали одним поясом. Со временем в обрядах стали использовать не красные, а узорные пояса. Это, по-видимому, было связало и с развитием способов их изготовления, и с утратой древней традиции. В орнаментации поясов использовались знаки и символы, дошедшие до XX в. с дохристианского времени: ромбы и его вариации, связанные с плодородием н сексуальной силой, женские фигурки с полусогнутыми и опущенными вниз руками, олицетворяющими славянскую богиню Мокошь, покровительницу женских работ и рукоделий, простые и сложные свастики — солнечные знаки. Значение древних символов к началу XX в. было практически забыто, но в силу старой традиции мастерицы по прежнему наносили на пояса привычные многоцветные узоры. Такие пояса были не только обязательной деталью одежды, но и, безусловно, украшением.

Пояса     Орнамент

Своеобразную прелесть женскому наряду на Русском Севере придавали круглые металличсские пуговицы. Металлу, по народным представлениям, приписывались особые свойства. Считалось, что металл, и прежде всего золото, положительно влияет на человека, способствует благополучию и удаче. Отсутствие материальных возможностей не позволяло использовать в наряде золотые украшения и заставляло деревенских щеголих пришивать на сарафаны металлические пуговицы. Желтые ажурные пуговицы во многом имитировали дорогие золотые: цветом, формой, элементами декора. В сарафанах распашного покроя их использование было обусловлено как функциональной потребностью, так и эстетическими причинами.

Пуговицы

Статья из книги: С.В. ГОРОЖАНИНА. Л.М. ЗАЙЦЕВА. Русский народный свадебный костюм

Новости / Традиция / Типология / Мастерская / Библиотека / Галереи / Источники / Ссылки / Авторы 

Используются технологии uCoz