|
|
Мастерская
|
|
Девичий «печальный» костюм, Конец XIX в, Тамбовская губерния, Темниковский уезд.Опираясь на фольклорные и
этнографические материалы
восточнославянских народов, современные
исследователи пришли к выводу об общих
древних представлениях, лежащих в основе
свадебного и похоронного обрядов. Так, в довенчальный
период невеста должна была обязательно «печалиться»,
оплакивая свое девичество, носить траурную
одежду. Она отличалась сдержанной цветовой
гаммой, в которой доминировал белый цвет
холста, знаковый цвет скорби. Костюм из Темниковского
уезла, выполненный в конце XIX
— начале XX
в., относится к категории «печальных», или «горевых»,
костюмов. По-видимому, его могли носить как
молодые девушки, собираясь к венцу, так и
пожилые женщины. Костюм состоит из рубахи, нижней
юбки, сарафана, пояса и передника. Рубаха из
отбеленного льна имеет составную
конструкцию. Ее верхняя часть — «стан» — туникообразная,
сшита из двух прямых полотнищ, сложенных по
линии плеча по утку и собранных у горловины
в мелкие частые сборки под неширокую
обшивку, украшенную красным тканым
геометрическим узором; посередине груди —
разрез, застегивающийся па металлическую
пуговицу и воздушную петлю. Для расширения
грудной части на плечевом сгибе сделаны
продольные разрезы, в которые вшиты
трапециевидные вставки, составленные из
двух частей, — «косые
полики». Сильно
суживающийся к запястью рукав выполнен из
одного полотнища, пришитого к верхней
кромке стана; под рукавом вшита длинная
клиновидная ластовица. Нижняя часть рубахи
сшита из четырех прямых полотнищ
аналогичной ткани. Грудной разрез, края
рукавов и низ подола декорированы двух- и
четырехрядными узкими полосками мережки. Нижняя юбка, надеваемая поверх
рубахи, изготовлена из шести прямых
полотнищ полушерстяной ткани, окрашенной в
розовый цвет. Переднее полотнище имеет
небольшие защипы по краям, а
боковые и задние собраны в частые сборки
под неширокую обшивку; па левой стороне —
застежка. Подол юбки обшит полосой черного
бархата, подбитой с изнанки белой
хлопчатобумажной тканью. Сарафан из отбеленной тонкой
шерстяной ткани полотняного переплетения
состоит из двух прямых — переднего и
заднего — полотнищ, причем последнее в
верхней части выкроено по форме спины с подкройными
проймами и широкими лямками, перекинутыми
на грудь. В верхней части переднего
полотнища посредине имеется небольшой кареобразный
вырез. К прямым полотнищам пришиты боковые
скошенные полотнища — по шесть с каждой
стороны, которые вверху под мышками
заложены в складки. По низу подола пришита
темно-красная шерстяная тесьма, являющаяся
единственным цветовым акцентом сарафана. Чуть выше талии сарафан
подвязывался красным
шерстяным поясом полотняного переплетения. Его
украшением являются нашитые на концах
узкая и широкая полосы черной ажурной
шелковой тесьмы фабричной работы, под
которые подложена белая хлопчатобумажная
ткань. Изящный
ажур тесьмы четко выделяется на белом фоне
подложки. Еще один предмет, входящий в
костюм, — длинный туникообразный
передник с рукавами, который надевался
через голову поверх сарафана.
На рубеже XIX—XX
вв. такой
передник обычно входил в
комплекс женской одежды с рубахой и
поневой. В нашем случае мы имеем еще
один интересный вариант костюма южнорусского
региона, в котором соединены
передник с рукавами и
сарафан. Передник сшит из одного длинного
полотнища тонкой отбеленной льняной ткани
домашнего приготовления, перекинутого по
линии плеча, с овальным вырезом для головы.
Края полотнища соединены двумя скошенными
боковыми полотнищами, вверху к краям
пришиты зауженные к запястью рукава. Под
ними — длинные клиновидные ластовицы.
Сзади полотнище имеет вертикальный разрез,
завершающийся на уровне лопаток округлым
вырезом. К подолу передника пришита широкая
полоса красно-белого строчевышитого узора,составленного
из трех частей, соединенных продольными
полосками кумача. В узоре вышивки — широкая
полоса из восьмиконечных звездчатых фигур,
обрамленных зигзагообразными линиями, и
узкие полоски из ромбов. По низу пришито
красно-белое, плетенное на коклюшках
кружево с фестончатым краем. По краю
рукавов проходят узкие дорожки мережек,
такие же, как и на рубахе. Архаичный туникообразный
крой деталей костюма, его художественное
решение, отличающиеся
подчеркнутой строгостью и
торжественностью, соответствуют его
обрядовому назначению. Вид спереди вид сзади ворот край1 край2 орнамент Статья из книги: С.В. ГОРОЖАНИНА. Л.М. ЗАЙЦЕВА. Русский народный свадебный костюм |
Новости / Традиция / Типология / Мастерская / Библиотека / Галереи / Источники / Ссылки / Авторы