Новости

Традиция

Типология

Мастерская

Библиотека

Галереи

Источники

Ссылки

Авторы

Форум

Почта: narjadyandex.ru

Православный Месяцеслов Online
Русский народный наряд

Мастерская

Как сделать золотный плат

Женщины надевали платы на кокошники так, что были видны вышитые пауши. Иногда золотные платы надевались на девичьи перевязки. Девушки и женщины закалывали платок брошкой или булавкой под подбородком, как говорили на Каргополье, «под рылом». (Илл. 4, 8, 9, 12)

Вышивали золотные платы «в основном деревенские ремесленницы, которые селились в шести волостях, расположенных по Архангельскому тракту, по дороге на Ошевенск и в окрестностях этой слободы. В конце XIX века мастерицы работали исключительно по заказам, с которыми приходили к ним в конце зимы или по весне..кань заправляли в квадратные пяла, на жёлтую бумагу сводили мотивы рисунка (чаще со старинного платка), эти шаблоны раскладывали по материи и поверх вели шитьё. А всё необходимое покупали в Каргополе»1. Самые дешёвые платы стоили 17 рублей. «Устьволгская волость (в месте впадения р. Волошки в Онегу) была одним из значительных центров золотного шитья. По количеству истраченного материала платки из этой волости относятся к наиболее богатым»2. В начале XX века промысел стал угасать, и в это время насчитывалось всего лишь 12-18 мастериц по всему уезду.

Золотные платы делались из миткаля или коленкора3 достаточно большими: сторона его могла достигать 120 см. Видимая половина платка была богато вышита золотным растительным узором. Вышивка выполнялась позолоченным пряденым серебром4 и битью5 по бумаге и картону в техниках «золотное шитьё в прикреп» и тамбурным швом.

Встречаются   несколько  вариантов композиции вышивки:

- в центре угла находится ветка с цветком или вазон, но сторонам угла - цветущие ветки-гирлянды, по полю разбросаны листья или цветы (илл. 52, 53, 54, 55);

- в центре угла - фигура, которая напоминает овальный бутон или проросшее зерно с отходящими пышными цветами, по сторонам угла - ветки-гирлянды с цветами, листьями и круглыми розетками, по полю разбросаны листья или цветы (илл. 49, 50);

-  в центре угла вышита розетка (солярный знак), над ней возвышается двуглавая фигура - возможно, это изображение солнечной колесницы; по сторонам угла - пышные гирлянды с цветами и розетками, по полю вышиты шарообразные цветы (илл. 59).

На некоторых платках можно встретить имена владелицы и мастерицы, дату исполнения работы и даже всевозможные пожелания. По краю орнаментированного угла достаточно часто пришивалась золотння бахрома (илл. 50, 59).

Предлагаем Вашему вниманию рисунки вышивки двух платов второй половины XIX века, хранящихся в фондах КГИАХМ, в натуральную величину. Первый более дешевый и простой в изготовлении, второй плат дорогой и более трудоёмкий в вышивке. (Приложение Лист - За, Лист -, илл. 54, 55, 56, 57, 58, 59)

Мы даём краткое описание вышивки и рекомендуем браться за такую работу мастерицам, имеющим некоторый опыт в работе с золотной металлической нитью.

Вам понадобится:

- белая плотная х/б ткань полотняного переплетения для плата 1 - 110x110 см, для плата 2 - 114x114 см,

- золотная нить,

- бить,

- прочная нить для золотного шитья в цвет золотной нити,

- иглы,

- витейка,

- напёрсток,

- шило,

- воск,

- тонкий картон в цвет ткани,

- блёстки,

- золотная бахрома.

1. Обрабатываем края плата швом «через край».

2. Запяливаем ткань в большие прямоугольные пяла.

3. Переводим рисунок (смотрите Приложение Лист - За, Лист -) на ткань «припорохом»6. Можно воспользоваться жёлтой копировальной бумагой для ткани. Работа должна быть очень чистой, т.к. в дальнейшем плат нельзя будет стирать.

4. Выполняем вышивку. На рисунках 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 показаны различные виды швов и приёмов золотного шитья, использовавшиеся в вышивке каргопольских платов.    Перед    шитьем    вспомогательную нить лучше протереть воском, чтобы она легче скользила и не рвалась.

5. Снимаем с пял.

6. Пришиваем бахрому.

Примечания

1. Дурасов Г.П. Каргополье. Художественные сокровища. - М., 1984. - С.166.

2. Рягузова М. Л. Из истории женского народного костюма на Каргополье. Обзор коллекции Каргопольского музея. // Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции. - Каргополь, 2004. - С.265-266.

3. Миткаль - хлопчатобумажная ткань полотняпого переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбелки и прокрахмаливания получала название - коленкор.

4.  Позолоченное пряденое серебро — шёлковая или льняная нить, перевитая тончайшей серебряной позолоченной проволокой, чаще называемая «золотной нитью».

5. Бить - тонкая плоская металлическая (золотая, серебряная или латунная) полоска.

6. «Припорох» - способ перевода рисунка на ткань с помощью кальки, на которой предварительно сделаны проколы по контуру рисунка, и красящего состава. На ткани остаются следы в виде точек. (Подробно эта технология описана в пособиях по золотному шитью).

Журнал «Чудесные мгновения. Традиционный костюм», вып. 2 (6) (2005 г.)

Новости / Традиция / Типология / Мастерская / Библиотека / Галереи / Источники / Ссылки / Авторы 

Используются технологии uCoz