|
|
Мастерская
|
|
Как сделать золотный платЖенщины надевали платы на кокошники так, что были видны вышитые пауши. Иногда золотные платы надевались на девичьи перевязки. Девушки и женщины закалывали платок брошкой или булавкой под подбородком, как говорили на Каргополье, «под рылом». (Илл. 4, 8, 9, 12) Вышивали золотные платы «в основном деревенские ремесленницы, которые селились в шести волостях, расположенных по Архангельскому тракту, по дороге на Ошевенск и в окрестностях этой слободы. В конце XIX века мастерицы работали исключительно по заказам, с которыми приходили к ним в конце зимы или по весне...Ткань заправляли в квадратные пяла, на жёлтую бумагу сводили мотивы рисунка (чаще со старинного платка), эти шаблоны раскладывали по материи и поверх вели шитьё. А всё необходимое покупали в Каргополе»1. Самые дешёвые платы стоили 17 рублей. «Устьволгская волость (в месте впадения р. Волошки в Онегу) была одним из значительных центров золотного шитья. По количеству истраченного материала платки из этой волости относятся к наиболее богатым»2. В начале XX века промысел стал угасать, и в это время насчитывалось всего лишь 12-18 мастериц по всему уезду. Золотные платы делались из миткаля или коленкора3 достаточно большими: сторона его могла достигать 120 см. Видимая половина платка была богато вышита золотным растительным узором. Вышивка выполнялась позолоченным пряденым серебром4 и битью5 по бумаге и картону в техниках «золотное шитьё в прикреп» и тамбурным швом. Встречаются несколько вариантов композиции вышивки: - в центре угла находится ветка с цветком или вазон, но сторонам угла - цветущие ветки-гирлянды, по полю разбросаны листья или цветы (илл. 52, 53, 54, 55); - в центре угла - фигура, которая напоминает овальный бутон или проросшее зерно с отходящими пышными цветами, по сторонам угла - ветки-гирлянды с цветами, листьями и круглыми розетками, по полю разбросаны листья или цветы (илл. 49, 50); - в центре угла вышита розетка (солярный знак), над ней возвышается двуглавая фигура - возможно, это изображение солнечной колесницы; по сторонам угла - пышные гирлянды с цветами и розетками, по полю вышиты шарообразные цветы (илл. 59). На некоторых платках можно встретить имена владелицы и мастерицы, дату исполнения работы и даже всевозможные пожелания. По краю орнаментированного угла достаточно часто пришивалась золотння бахрома (илл. 50, 59). Предлагаем Вашему вниманию рисунки вышивки двух платов второй половины XIX века, хранящихся в фондах КГИАХМ, в натуральную величину. Первый более дешевый и простой в изготовлении, второй плат дорогой и более трудоёмкий в вышивке. (Приложение Лист 2а - За, Лист 2б -3б, илл. 54, 55, 56, 57, 58, 59) Мы даём краткое описание вышивки и рекомендуем браться за такую работу мастерицам, имеющим некоторый опыт в работе с золотной металлической нитью. Вам понадобится: - белая плотная х/б ткань полотняного переплетения для плата 1 - 110x110 см, для плата 2 - 114x114 см, - золотная нить, - бить, - прочная нить для золотного шитья в цвет золотной нити, - иглы, - витейка, - напёрсток, - шило, - воск, - тонкий картон в цвет ткани, - блёстки, - золотная бахрома. 1. Обрабатываем края плата швом «через край». 2. Запяливаем ткань в большие прямоугольные пяла. 3. Переводим рисунок (смотрите Приложение Лист 2а - За, Лист 2б -3б) на ткань «припорохом»6. Можно воспользоваться жёлтой копировальной бумагой для ткани. Работа должна быть очень чистой, т.к. в дальнейшем плат нельзя будет стирать. 4. Выполняем вышивку. На рисунках 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 показаны различные виды швов и приёмов золотного шитья, использовавшиеся в вышивке каргопольских платов. Перед шитьем вспомогательную нить лучше протереть воском, чтобы она легче скользила и не рвалась. 5. Снимаем с пял. 6. Пришиваем бахрому. Примечания 1. Дурасов Г.П. Каргополье. Художественные сокровища. - М., 1984. - С.166. 2. Рягузова М. Л. Из истории женского народного костюма на Каргополье. Обзор коллекции Каргопольского музея. // Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции. - Каргополь, 2004. - С.265-266. 3. Миткаль - хлопчатобумажная ткань полотняпого переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбелки и прокрахмаливания получала название - коленкор. 4. Позолоченное пряденое серебро — шёлковая или льняная нить, перевитая тончайшей серебряной позолоченной проволокой, чаще называемая «золотной нитью». 5. Бить - тонкая плоская металлическая (золотая, серебряная или латунная) полоска. 6. «Припорох» - способ перевода рисунка на ткань с помощью кальки, на которой предварительно сделаны проколы по контуру рисунка, и красящего состава. На ткани остаются следы в виде точек. (Подробно эта технология описана в пособиях по золотному шитью). Журнал «Чудесные мгновения. Традиционный костюм», вып. 2 (6) (2005 г.) |
Новости / Традиция / Типология / Мастерская / Библиотека / Галереи / Источники / Ссылки / Авторы