Новости

Традиция

Типология

Мастерская

Библиотека

Галереи

Источники

Ссылки

Авторы

Форум

Почта: narjadyandex.ru

Православный Месяцеслов Online
Русский народный наряд

Мастерская

Как сделать каргопольский кокошник

Все каргопольские кокошники XIX - начала XX века «единообразны по конструктивной форме. Они представляют собой твёрдую облегающую шапочку с выдающимся вперёд очельем и спускающейся на лоб поднизью»1 (илл. 60, 62, 63, 64). Исследователи относят их к типу однорогих головных уборов2.

Каргопольский кокошник состоит из трёх деталей: очелья (илл. 61, рис. 28, илл. 77), донца (илл. 74, 75, 76), задника (задка) (илл. 71, 72, 73, рис. 26).

Каждая часть головного убора оформлялась как законченная деталь. Основная и подкладочная ткани сшивались между собой, внутри детали был плотный каркас - картон в один или несколько слоев. Подкладка делалась из кумача или розового ситца.

Композиция очелья трёхчастна: на центральной части, выступающей надо лбом, вышита стилизованная фигура, по мнению исследователей, олицетворяющая плодородие3. В центре фигуры - розетка из перламутровых плашек4 (илл. 63, 64, 78), по сторонам тилизованные растения (илл. 80). Справа и слева от центра очелья находятся небольшие прикрывающие виски лопасти, которые принято называть паушами или наушниками. Исследователи считают, что орнамент паушей напоминает древнерусские височные украшения. Сюжеты вышивки паушей различны: встречаются изображения шестилучевой розетки (илл. 61, 62), трезубца или стилизованной фигуры (илл. 65, 67). На рубеже веков стали заказывать кокошники именные, и на паушах появились буквы - инициалы владелицы (илл. 66). Например, КМ ПК - Кокошник Матрёны Петровны Калининой. По краю очелья - обязательно пришита сетка ил мелкого жемчуга, бисера или перламутровой рубки4 в один или несколько рядов (илл. 68, 69, 70).

Донце кокошника, как правило, сделано из галуна, сшитого в несколько рядов, располагавшихся поперек (илл. 75) или вдоль детали (илл. 76). Иногда на донцах встречается золотное шитьё с растительными орнаментами, возможно, фрагменты других женских головных уборов (илл. 74).

Задник каргопольского кокошника всегда т-образной формы (илл. 72), Центральная широкая часть (собственно, позатылень) почти всегда орнаментирована узором из трёх стилизованных фигур или цветов (илл. 71, 72, 73).

Вышивка очелья и задника сделана в техниках: «сажение по бели»5 мелким речным жемчугом, перламутровой рубкой, бисером, бусом, золотным и серебряным шнуром; «золотное шитьё» «кованым швом» и «в прикреп» золотной и серебряной нитью; «вышивка битью». Также использовались крупный и средний жемчуг, перламутровые плашки, бусины, канитель6, трунцал7, металлические блёстки, фольга.

Для создания кокошников «в разных местностях Каргополья использовались различные приёмы их оформления. В первую очередь это проявляется в выборе материала, от которого зависит и художественное решение. В центральных волостях... для орнаментации использовали речной жемчуг и бисер, которыми щедро расшивали очелье и пауши. Тяжёлая многорядная поднизь обрамляла убор (илл. 60, 63). В северных волостях излюбленными материалами считали перламутровые стеклянные бусины, имитирующие жемчуг. Эти уборы выглядят более декоративными и лёгкими, узоры хорошо читаются. В юго-западных волостях предпочитали перламутр, мерцающие переливы которого придавали уборам необычайно нарядный облик»8 (илл. 62).

Мы предлагаем Вашему вниманию крой и подробное описание изготовления кокошника, ныне хранящегося в Каргопольском музее (илл. 65,71,77, 78, 79, 80). Для изготовления кокошника понадобится:

- плотная льняная ткань - 40x60 см,

- плотный картон - 40x50 см,

- плотная бумага молочного цвета -40x50 см,

- льняная или х/б верёвка, похожая на бельевую, только несколько тоньше, для бели (её можно приобрести или изготовить самостоятельно из штопки, скрутив вместе несколько нитей),

-  красный или розовый ситец на подкладку -40x60 см,

-  плоский жемчуг диаметром 0,5-0,7 см вместо перламутровых плашек,

-  мелкий жемчуг или бисер молочно-перламутрового цвета, имитирующий жемчуг, для центральной части очелья и поднизи,

- белый бисер на край паушей,

-  крупные и мелкие бусины для боковых мотивов центральной части очелья,

- золотная и серебряная нити,

- бить,

- золотный галун для задника и донца, метраж зависит от ширины галуна,

- прочные х/б нитки под цвет бели,

- нитки под цвет золотных и серебряных нитей,

- толстые и бисерные иглы для «сажения по бели», напёрсток, воск,

- ножницы для ниток и бумаги.

Кокошник должен довольно плотно сидеть на голове. Данный кокошник рассчитан на небольшой размер головы. Чтобы увеличить или уменьшить кокошник, надо изменить размеры боковых невышитых частей задника и, соответственно, длину широкой части донца.

Детали кокошника: очелье (рис- 28-илл. 77), донце, задник (рис. 26), бисерная сетка (рис. 27), подкладка под сетку.

1. Запяливаем ткань в прямоугольные пяла.

2. Переносим рисунок вышивки деталей очелья и задника на бумагу и нашиваем её на ткань в пялах крупными стежками.

3. Из картона вырезаем дополнительные шаблоны под детали, которые должны быть выполнены «кованым швом», и пришиваем их на бумагу.

4.  Выполняем вышивку золотной нитью «кованым швом» и «в прикреп» по рисунку.

5. Выполняем вышивку в технике «сажение по бели» сначала на очелье (рис. 28 - илл. 77).

В каргополъских кокошниках выпуклость центральной части очелья достигается за счёт увеличения слоев бели (2 или 3 слоя), В этих головных уборах «сажение по бели» очень плотное, т.к. бель сильно скручена (илл. 61)

В нашем головном уборе пауши и обводка очелья шьются в один слой верёвки-бели, центральная фигура и прилегающие к ней стилизованные фигурки - в два слоя, центральная розетка - в три.

а) Закрепляем конец верёвки и выкладываем её по контуру рисунка, пришивая мелкими незаметными стежками, сначала в один ряд, затем, поворачиваем и выкладываем второй ряд верёвки в обратном направлении, пришивая его к основе и первому ряду поперечными стежками (рис. 23). Верёвка должна обойти весь контур рисунка, не прерываясь. На рисунке хорошо видны все ходы и развороты верёвки.

б)  Выкладываем бель сначала в один слой по всему рисунку, затем верёвку нашиваем сверху «вторым этажом», очень точно повторяя рисунок первого слоя. Так же выполняем третий слой.

в) В центральной части очелья по бели сажаем бисер или мелкий жемчуг плотными рядами, закрывая всю поверхность центрального мотива (рис. 23, 24). Нашиваем крупные жемчужины на розетку и обводим каждую жемчужину бисером в один ряд. Пришиваем оставшиеся крупные жемчужины и бусины по рисунку, Сажаем по бели мелкие бусины. (Рис. 23, илл. 78, 79, 80)

г)  Скручиваем шнуры из золотной и серебряной нити (4-6 нитей).

д) На паушах пришиваем приготовленные шнуры по бели, внутри - серебряный в два ряда, а по краям - золотой в один ряд (рис. 25, илл. 80).

6. Все незаполненные в рисунке участки основы зашиваем битью.

7.  Вышиваем задник кокошника, используя описанные ранее техники вышивки.

8. На верхнюю и боковые части задника нашиваем галун.

9.  Делаем донце. На ткани намечаем контуры детали донца. Нашиваем на нее галун, сшивая его встык в несколько рядов. Не забудьте про припуски на швы.

10. Вырезаем вышитые детали кокошника и донце, делая припуски на швы около 1,5 см.

11. Из плотного картона вырезаем детали донца, очелья и задника.

12. Из подкладочной ткани выкраиваем детали кокошника, делая припуски на швы около 1,5 см.

13.  С изнаночной стороны основных деталей в нескольких местах фиксируем картон. Основной тканью обтягиваем картонную деталь, у подкладки подворачиваем припуски на швы и пришиваем её швом «через край» так, чтобы с лицевой стороны деталей подкладочная ткань не была видна, только лишь по нижнему краю задника красная подкладка подвёрнута на лицо и играет роль канта.

14. По краям паушей делаем бисерную сетку с «пико» в один ряд (илл. 77).

15. Делаем бисерную сетку, как показано на рисунке 27, и пришиваем к краю очелья (илл. 79). Для дополнительного объёма поднизи и предохранения её от загрязнения подшиваем под сетку прямоугольный кусок ткани, который не должен быть виден из-под неё.

Встречаются каргополъские. кокошники, у которых подкладка под поднизъ закладывается в складки (илл. 69) или даже уплотняется ватой.

16. Полностью готовые детали сшиваем между собой встык швом «через край».

 

Примечания

1. Григорьева Г.А. Об атрибуции каргопольских головных уборов. // Каргополь. Историческое и культурное наследие. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 850-летию города Каргополя. - Каргополь, 1996. -С.304

2. См. также: Головные уборы Русского Севера в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Каталог. Автор вступительной статьи и каталога Г.А. Григорьева. - Архангельск, 1999. Ларикова Н. В. Женские головные уборы в собрании Архангельского краеведче­ского музея. // Народный костюм и современная молодёжная культура: Сборник статей. - Архангельск, 1999. - С.92-109.

3. Высказывается предположение, что эта фигура может представлять собой изображение лягушки в «характерной «распластанной» форме». Образ лягушки в мифологическом сознании восточных славян представляет символ плодовитости, деторождения, что вполне ест. в вышивке головного убора молодой женщины. См.: Варанов ДА., Мадлевская ЕЛ. Образ лягушки в вышивке и мифопоэтических представлениях восточных славян (Семантический комментарии). // Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы. (Сборник МАЭ, т LVII)/ Сост. Л.С. Лаврентьева, Т.Б. Щепанская. Пб, 1999.

4. Перламутровая рубка - рубленая, гранёная бусинка из перламутра. В словаре В.И. Дали:   «Перломутрперломут  -жемчужная-матка, каменистая, нутреная оболочка, жемчужного блеска, некоторых раковин», «Перл, перло - жемчуг, жемчужина, жемчужное зерно». Перламутровая плашка - плоская бусина из перламутра.

5. «Сажение по бели» - старинная техника объёмной вышивки, когда непосредственно   на   ткань   пришивается скрученная бель-верёвка в один или два ряда, а потом по ней «сажается», т.е. пришивается мелкий жемчуг, бисер и т. д.

6. Канитель - упругая спиралька из тонкой металлической нити, проволоки.

7. Трунцал - спиралька из тонкой ломаной металлической проволоки или бити.

8. Головные уборы Русского Севера в собрании   Государственного   музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Каталог. Автор вступительной статьи и каталога ГА. Григорьева. - Архангельск, 1999. - С.6.

Журнал «Чудесные мгновения. Традиционный костюм», вып. 2 (6) (2005 г.)

Новости / Традиция / Типология / Мастерская / Библиотека / Галереи / Источники / Ссылки / Авторы 

Используются технологии uCoz